Опубликовано: 10 мая, 2016 / Просмотров: 214 / Комментариев: 0

Организация обучения и создание условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ в РА


По данным Министерства образования и
науки Республики Алтай от 05.05.2016 г.   

Организация обучения и создание условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в Республике Алтай

Получение образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) является  одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечение их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в сфере образования и содержит нормы, устанавливающие особенности обучения указанной категории лиц.

В соответствии со ст. 79 Закона организации, осуществляющие образовательную деятельность, обязаны создавать специальные условия для   получения образования указанными обучающимися.

В Законе трактуется определение: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Для   определения специальных условий обучения  ребенок проходит  психолого-медико-педагогическую комиссию (далее – ПМПК), которая находится в г. Горно-Алтайске  по адресу проспект Коммунистический , 113. Подробную информацию можно посмотреть на сайте:  http://altaydist.ru/itog-attestat. См.   Приложение 5.

Дети-инвалиды и дети ОВЗ    получают  дошкольное образование   в специализированных детских садах   г. Горно-Алтайска:  МБДОУ «Детский сад №3» специализируется на работе с детьми с нарушением речи,  МБДОУ  «Детский сад №4» посещают дети с туберкулезной интоксикацией,  МБДОУ «Детский сад № 5» посещает дети с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения, с нарушением речи, дети, имеющие задержку психического развития), в МБДОУ «Детский сад № 6» работают две специализированные группы – одна группа для детей с нарушением интеллекта и вторая интегрированная группа, это группа, где находятся дети с заболеванием опорно-двигательного аппарата и здоровые дети,  МБОУ “СОШ №10 г. Горно-Алтайска” функционирует группа кратковременного пребывания детей, в которой получают дошкольное образование   дети  с расстройством аутистического спектра.

 В Майминском районе функционирует 2 специализированных детских сада: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Колосок» с. Майма, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Огонек» с. Кызыл-Озек.

Дети-инвалиды, обучающиеся в дошкольных образовательных организациях, занимаются в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации (далее – ИПРА)    по   адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями ПМПК. С 1 января 2016 года выписки из ИПРА  направляются в Министерство образования и науки Республики Алтай для определения образовательной организации по месту жительства или др.

С 1 января 2014 года вступил в силу  федеральный стандарт дошкольного образования. В каждом дошкольном учреждении, куда поступают дети-инвалиды, дети с ОВЗ, разрабатываются адаптированные образовательные программы в соответствии с рекомендацией ПМПК.  Список дошкольных образовательных организаций  в   Приложении 1.

 Для занятия по адаптированным программам создаются специальные условия, включающиеся в себя использование специальных  дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования (крупные печатные материалы, средства слухового воспроизведения информации и т.д.), обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие. В 2016 году по программе «Доступная среда» включено мероприятие по созданию в дошкольных образовательных организациях  условий для получения детьми-инвалидами качественного образования.

С целью создания  условий  дошкольные образовательные организации постепенно обеспечиваются  специалистами: учителями-логопедами – 54, педагогами-психологами -37, учителями-дефектологами – 8, ассистентами (помощниками)– 3.

В соответствии с Законом дети, нуждающиеся в длительном лечении, дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей)   могут обучаться по образовательным программам дошкольного образования на дому или в медицинских учреждениях (постановление Правительства Республики Алтай   от 22 апреля 2014 г. № 81). 

Развивается система ранней помощи. В БОУ РА «Центр психолого-медико-социального сопровождения» открыты  группы кратковременного пребывания, где проводится диагностика, коррекция и развитие, консультирование, просвещение, профилактика, мониторинг, психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ  :  http://altaydist.ru/itog-attestat

На базе БПО РА «Горно-Алтайский педагогический колледж» открыт ресурсный центр «Дошкольник», при котором создана группа кратковременного пребывания, где проводится  подготовка  детей с ОВЗ к школе,   консультирование родителей с выездом в районы, педагогов.   Место нахождения: пр. Коммунистический, 41  www. gapc.org.ru. 

С целью получения общего образования созданы условия:

– для неслышащих и слабослышащих детей на базе казенного общеобразовательного учреждения Республики Алтай «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением слуха»;

– для обучения детей с умственной отсталостью в казенном общеобразовательном учреждении Республики Алтай «Коррекционная школа-интернат»;

 – дети-инвалиды с проблемами зрения из Республики Алтай   обучаются  в г. Бийск на договорной основе;

– Дети-инвалиды обучаются дистанционно педагогами БОУ РА «Центр психолого-медико-социального сопровождения». Правила приема дополнительно можно найти на сайте:  http://altaydist.ru/itog-attestat.

См. Приложение 6.

Дети-инвалиды и дети с ОВЗ по медицинским показаниям и по заявлению родителей (законных представителей) обучаются на дому во всех общеобразовательных школах по месту жительства.

 –  дети-инвалиды с глубокой умственной отсталостью, находящиеся в детском отделении для детей с серьезными нарушениями в развитии БУ РА «Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов № 3», обучаются в     Коррекционной школе-интернат  по специальным индивидуальным программам реабилитации.

Все нормативно-правовые документы, методические материалы  по обучению детей-инвалидов и детей с ОВЗ размещаются  на сайте Министерства образования и науки  Республики Алтай. http://minobr.mon-ra.ru

Министерство образования и науки Республики Алтай участвует в Программе «Доступная среда», в рамках которой постепенно создаются и материально-технические условия для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в общеобразовательных школах, учреждениях среднего профессионального образования.

В 10 школ Республики Алтай приобретено специальное оборудование для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению, сенсорные комнаты, кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, комплект оборудования для лечебной физкультуры, установлен подъемник для детей-инвалидов в средней общеобразовательной школе № 10 г. Горно-Алтайска.   

С 1 сентября 2016 года вступают в силу федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ОВЗ и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (нарушением интеллекта).

Каждый учитель начальных классов будет готов встретить  первоклассника с ОВЗ в своей школе. В течение года  проводился мониторинг условий в школах, выявлялись дети и те условия, в которых они нуждаются. Учителя проходили курсы повышения квалификации по данному направлению. Разрабатываются адаптированные образовательные программы, заказываются специальные учебники, дидактические средства обучения. Выделяется дополнительное финансирование на специалистов сопровождения. Список образовательных организаций в Приложении 2.

Дети с ОВЗ могут посещать кружки и секции в   организациях дополнительного образования детей. Приложение 3.

Дети-инвалиды  и дети с ОВЗ получают профессию в учреждениях среднего профессионального образования и Горно-Алтайском государственном университете (Приложение 4). В АПОУ РА    «Горно-Алтайский колледж строительной индустрии и сервиса им. М.З. Гнездилова» реализуются программы профессионального обучения для детей с нарушением интеллекта.

По программе «Доступная среда» в 2015 году     проведено обустройство санитарно-гигиенических помещений для инвалидов   в 3 образовательных организациях среднего профессионального образования БПОУ РА   «Горно-Алтайский педагогический колледж»,   БПОУ РА   «Горно-Алтайский государственный политехнический колледж», АПОУ РА    «Майминский сельскохозяйственный техникум».

Вопросы и комментарии

Оставьте первый комментарий!

Уведомить о

wpDiscuz